Понравилось? Сообщите друзьям:

ЭКСКУРСИЯ ФОНТЕНБЛО - БАРБИЗОН - СЕН ЖЕНЕВЬЕВ де БУА

ЭКСКУРСИЯ: ФОНТЕНБЛО - БАРБИЗОН - СЕН ЖЕНЕВЬЕВ де БУА

Автобусная экскурсия в Фонтенбло - всемирно известный замок, старейшую загородную резиденцию французских королей на протяжении трех веков с ХVI по XIХ. Экскурсия включает последовательный осмотр залов, представляющих историю и искусство Франции разных веков. Парк Фонтенбло - один из прекраснейших образцов садово-парковой архитектуры Франции. Далее в программе поездки осмотр городка художников Барбизон. Посещение русского кладбища в Сен-Женевьев де Буа. На обратном пути - код да Винчи.

ФОНТЕНБЛО

Фонтенбло - один из самых блестящих королевских замков Франции.

Расположенный в 60 километрах к югу от Парижа, среди огромного живописного леса, он был любимым местом пребывания французских королей.

В его создании принимали участие знаменитые зодчие, скульпторы, живописцы, мастера садово-паркового дела.

Здания замкового комплекса, построенные в разное время, сгруппированы вокруг трех главных дворов: Овального, Двора Белой лошади и Фонтанного Двора.
Подлинный расцвет замка произошел в XVI веке, в период правления Франциска I. Он собрал превосходную коллекцию антиков, картин, греческих и латинских манускриптов и превратил Фонтенбло в центр нового искусства, в колыбель французского Ренессанса.

Главной частью архитектурного комплекса является дворец, построенный Лебреном при Франциске I.

Фасад дворца выходит на двор Белой лошади, служивший местом проведения турниров и празднеств. От дворца во двор ведет подковообразная лестница, широкая с пологими ступенями для всадника, с круглящимися маршами в форме двух подков, приложенных одна к другой, с массивной каменной балюстрадой. Она сооружена в 1634 году архитектором дю Серсо взамен старой, очень красивой и тоже подковообразной лестницы архитектора Делорма, построенной в 1550 году и разрушившейся через полвека. 

К Фонтанному двору, в центре которого фонтан со статуей Уллиса (1812), примыкает знаменитая галерея Франциска I с террасой Генриха II (1528 -1541 гг), предвестница галерей Лувра и Версаля. За Фонтанным двором находится Сад Дианы, со статуей богини охоты Дианы, помещенной в центре великолепного цветника.

Вокруг Овального двора расположились баптистерий Людовика XIII («Врата дофина»), Бальный зал, стены которого украшены превосходными росписями на мифологические сюжеты и Золотые ворота - нарядный павильон из светлого камня и красного кирпича, чуть вытянутый вверх. В средней части, в углублении, сами ворота, золоченые с арочным сводом. Для украшения входа была создана знаменитая “Нимфа Фонтенбло” Бенвенуто Челлини. (сейчас она находится в Лувре). Эти постройки относятся к началу XVII века.

Первоначальная отделка дворцовых интерьеров была осуществлена итальянскими живописцами Россо и Приматиччо, основателями школы Фонтенбло, создавшие характерные мотивы убранства дворцовых помещений с обильным применением резных панелей, декоративных фризов и живописных украшений.

Яркий след в истории замка оставили Генрих II, Генрих IV и Людовик XIV, знаменитый Король-Солнце. Здесь же произошли наиболее важные события в жизни Наполеона Бонапарта.

Все владельцы резиденции вплоть до Наполеона продолжили перестройку дворца, дополнение и украшение интерьеров. В настоящее время в залах замка, с 1919 года превращенного в Национальный музей, собрана богатая коллекция прикладного искусства. 

БАРБИЗОН

Барбизон – деревня неподалеку от Фонтенбло. где в 1830-1860-е годы любили работать французские художники-пейзажисты Франсуа Милле, Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Шарль Добиньи, Констан Тройон, Нарцисс Диаз де ла Пенья. Излюбленными мотивами их творчества были обыденные, повседневные пейзажи, в которых они стремились передать разнообразные состояния природы, торжество света и воздуха. Работая с натуры, барбизонцы обращали особое внимание на фиксацию непосредственного впечатления, разрабатывали методику тональной живописи, богатой световыми и цветовыми нюансами.

Традиции Барбизонской школы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие французского реалистического пейзажа, на развитие пейзажной живописи в европейских странах и само собой, на появление ипрессионизма. Некоторое время в Барбизоне работал и Камилл Коро.

Камилл Коро. Лес Фонтенбло, 1830. Теодор Руссо. Лес Фонтенбло, 1845.

СЕН ЖЕНЕВЬЕВ ДЕ БУА

В пригороде Парижа расположен город Сен-Женевьев де Буа. Сейчас число обитателей в нем превышает 30 тысяч, а в первой четверти XX века это был маленький поселок, где проживало всего около 700 человек. В 1926 году англичанка Дороти Пэйджет купила старый особняк на территории города, и в нем княгиней Верой Кирилловной Мещерской был основан “Русский дом” для престарелых русских эмигрантов, нуждающихся в уходе и заботе.
По их кончине их хоронили на городском кладбище. Именно вокруг этих могил, первые из которых появились в 1927 году, образовалось русское кладбище.

На кладбище Сен-Женевьев де Буа покоится прах многих славных представителей России. На обелисках, крестах, стеллах начертаны имена тех, кто составлял цвет отечественной культуры.

Среди захоронений Сен-Женевьев де Буа можно увидеть могилы таких выдающихся деятелей культуры, как Николай Николаевич Черепнин, бессменный директор парижской русской консерватории имени Рахманинова, Матильда (Мария) Феликсовна Кшессинская, бывшая прима-балерина Мариинского театра, открывшая в Париже балетную студию, Сергей Михайлович Лифарь, хореограф и солист балета в парижской Опере, член-корреспондент французской Академии изящных искусств и создатель балетной студии при русской консерватории, чья деятельность способствовала огромному влиянию русского балета на западное балетное искусство.

Здесь похоронены видные ученые, такие как знаменитый ученый-химик, Алексей Евгеньевич Чичибабин, чье имя для всех химиков связано с термином “реакция Чичибабина”, бактериолог Николай Афанасьевич Булгаков, брат писателя Михаила Булгакова и прототип Николки из “Белой гвардии”, физик Дмитрий Михайлович Панин, в 1940 году арестованный и приговоренный к заключению на двадцать пять лет. Он вместе с А.И.Солженицыным работал в “шарашкиной конторе” (научно-исследовательском институте НКВД-КГБ СССР) и стал прообразом литературного героя Сологдина в “Круге первом”.

В довоенный период в Париже существовал самый большой и выдающийся в культурном отношении кружок русских литераторов. На кладбище Сен-Женевьев де Буа покоятся люди, чьи имена известны всем. Это -- Иван Алексеевич Бунин, гордость русского зарубежья, Борис Константинович Зайцев, патриарх русской зарубежной литературы, Дмитрий Сергеевич Мережковский, основатель русского символизма, и его жена - поэт, прозаик и мемуарист Зинаида Николаевна Гиппиус, которая, кроме многочисленных поэтических сборников и критических статей, написала незавершенную и изданную уже после ее смерти книгу “Дмитрий Мережковский”. Во время похорон Мережковского, отвечая на вопрос, много ли у нее сохранилось писем мужа, она сказала, что не получила ни одного, так как за 52 года брака они не разлучались ни на один день.

Здесь могилы известных русских художников, чьи картины, портреты, пейзажи, графика хранятся во многих музеях Франции: Коровина, Сомова, Зинаиды Серябряковой, Мстислава Добужинского и многих других.

Здесь нашли последний приют и наши современники, эмигранты третьей волны, чьи имена нам всем знакомы. Это поэт-песенник Александр Аркадьевич Галич (Гинзбург); писатель Виктор Платонович Некрасов, автор знаменитой книги ”В окопах Сталинграда”; историк, писатель и драматург Андрей Амальрик, автор трактата “Доживет ли Советский Союз до 1984 года?”, опубликованного в Амстердаме, после чего последовал арест, годы ссылки и эмиграция в 1979 году, кинорежиссер Андрей Арсеньевич Тарковский, эмигрировавший в 1983 г. и успевший за границей поставить два потрясающих фильма “Ностальгия” и “Жертвоприношение” и знаменитый танцор Рудольф Нуриев. Надгробие на могиле Нуриева выполнено в виде каменного ковра - точной копии любимого ковра из коллекции Нуриева, сверху в раме помещена фотография, где танцор изображен в одной из своих ролей; говорят, что поклонники Нуриева меняют фотографии в зависимости от того, какая именно из его постановок идет в Парижской Опере. 

У входа на кладбище - церковь Успения Божьей Матери. Она была построена на общественные пожертвования и освящена митрополитом Евлогием 14 октября 1939 года. Церковь выполнена в традициях новгородско-псковского зодчества XVI века по проекту архитектора Альберта Александровича Бенуа. Роспись стен и всего храма была выполнена самим архитектором и его супругой Маргаритой Александровной Бенуа; оба они похоронены в склепе храма.

При храме давно действует Попечительство русского кладбища, объединение родственников и близких покойных. Основная задача Попечительства - забота о кладбище, о не посещаемых могилах, сохранение памяти о погребенных.

Весь комплекс зданий находится на земле, приобретенной Епархиальным управлением Западной Русской Православной Церкви, и является ее собственностью. В 1975 году постройки внесены в список памятников, охраняемых французским государством. Речь идет только о постройках, а не о самом кладбище, которое чисто условно называется русским, хотя там находятся свыше 10 000 русских захоронений. Кладбищем распоряжается местный муниципалитет и, так как город очень разросся, то на кладбище появились и французские захоронения. 

теги страницы: ЭКСКУРСИЯ ФОНТЕНБЛО - БАРБИЗОН - СЕН ЖЕНЕВЬЕВ де БУА