Понравилось? Сообщите друзьям:

Экскурсия: КОРОЛЕВСКИЕ ЗАМКИ В ДОЛИНЕ ЛУАРЫ

Экскурсия: КОРОЛЕВСКИЕ ЗАМКИ В ДОЛИНЕ ЛУАРЫ

Луара разделяет Францию на юг и север. Французские короли, полюбив этот район за климат и пейзаж, превратили долину Луары в сердце королевства в 15 - 16 веках. Десятки замков эпохи Ренессанса и Средневековья - лучшее, по-прежнему считают французы, что можно увидеть в стране.

В программе поездки остановки для осмотра замков (два внутренних визита и один внешний осмотр), парков и для обеда в ресторане. Продолжительность экскурсии около 12 часов.

ЗАМКИ ЛУАРЫ

Долину реки Луары и ее притоков называют "Долиной Замков" и "Садом Франции". В XII - XIV в.в. весь север страны, включая Париж, попал под власть англичан, и тогда Орлеан и другие города на Луаре стали бастионами французского королевства. По окончании Столетней Войны и следовавших за ней Итальянских походов, в стране, наконец, воцарился мир. Суровые древние крепости уже не были нужны как оборонительные сооружения, тем более, что с появлением артиллерии самая неприступная стена защищала не более, чем хрупкая скорлупа.

Начало пребывания королевских особ в Долине Луары датируется 29 марта 1418 г., когда наследник ( будущий Карл VII) укрылся от преследователей в замке Бурже. Момент наивысшего расцвета “Долины Замков” приходится на XVI век, эпоху французского Возрождения и религиозных войн, дворцовых интриг и кровавых заговоров, с детства знакомых нам по захватывающим романам А.Дюма.

С 1515 по 1585 г., в царствование последних пяти представителей династии Валуа, короли Франции Франциск I , его сын - Генрих II и его внуки - Франциск II , Карл IX и Генрих III, покидая Париж, не имели постоянной резиденции, а перемещались вместе со своим двором от замка к замку. Именно тогда древние крепости перестраиваются в прекрасные дворцы. Долина Луары становится средоточием искусств. Туда стекаются (в основном из Италии) художники, ремесленники, краснодеревщики, органнные мастера, декораторы. Франциск 1 купил у Леонардо да Винчи “ Джоконду” за 4000 дукатов и привлек его ко двору. Великий мастер занимался не только живописью, но и изобретал удивительные машины, руководил гидротехническими работами и устраивал грандиозные спеклакли с иллюминацией и фейерверками во время королевской охоты. Королевские празднества отличались блеском и великолепием, строительство - грандиозным размахом.

Практически каждый из десятков луарских замков чем-то знаменит, и с ним связаны интересные события. Конечно, за один день осмотреть их все невозможно и стоит уделить внимание наиболее блестящим и хорошо сохранившимся памятникам. К ним по праву относятся королевские замки Амбуаз, Шамбор, Шенонсо, Блуа и Шомон.

АМБУАЗ

- именно с него и начинается “страна замков и парков”. Неприступный утес, занимающий стратегическую позицию над Луарой, с древних пор использовался для строительства укреплений, защиты от бесконечных набегов викингов. До начала XV века замок принадлежал знаменитой династии Амбуаз - Шомон, но один из членов семьи был осужден за участие в заговоре против короля и лишен своего состояния. После этого в 1431 г. замок перешел во владение королей. При Людовике XI в 1469 г. в Амбуазе был основан Орден Св. Михаила, символизировавший преданность дворян французской короне. В этот день, 1 августа, была устроена невероятно торжественная церемония в капелле Св.Михаила и 15 будущих членов ордена, одетых с невероятной пышностью, давали клятву верности королю. В царствование Людовика ХI ( по роману Вальтера Скотта “ Квентин Дорвард” нам известна его легендарная скупость) такие роскошные церемонии устраивались крайне редко и никакого блеска в повседневной жизни обитателей замка не было.

Но времена изменились, и при Карле VIII наступает “золотой век” Амбуаза. Король, привязанный к месту своего рождения, затевает обширные работы по реконструкции замка. До наших дней сохранился Королевский корпус и башня Миним, по широкому винтовому пандусу которой свободно проезжали повозки. План реконструкции был грандиозен, но ему было не суждено осуществиться в полном объеме. В 1498 г. двадцативосьмилетний король, сопровождая королеву на галерею дворца, чтобы посмотреть игру в мяч, ударился лбом о низкую притолоку двери так сильно, что несколько часов спустя скончался.

Замок АмбуазСледующий период расцвета Амбуаза наступает уже в XVI в. в период правления Франциска I . Здесь, в “ роскошном замке”, как назвал его король, были подписаны важнейшие соглашения: мирные договоры с королями Испании и Англии, конкордат с Папой. В это время в Амбуазе завершается строительство крыла дворца, начатого еще при Людовике XII и капеллы Сент -Юбер ( в ней покоится прах Леонардо да Винчи).
Последний взлет Амбуаза следует отнести ко второй половине XVIII в., когда его покупает самый богатый вельможа того времени, внук Людовика XIV. Во время революции замок был конфискован и разграблен. В нем разместили казарму и пуговичную фабрику. Только в наше время, после основания фонда Святого Людовика в 1974 г., замок ремонтируется, поддерживается и сохраняется.

В городке Амбуаз Музей ратуши воссоздает историю города по документам. Там же экспонируется коллекция произведений искусства, часть которых посвящена Леонардо да Винчи, а также выставлено собрание мебели и обюссонских гобеленов. В Лимрэ близ Амбуаза Музей почты воссоздает историю почтовых сообщений — от дилижансов до первых опытов авиапочты. Тут же выставлены дуэльные пистолеты Пушкина.

БЛУА

- прекрасный ансамбль дворцовой архитектуры, в котором гармонично совмещены стили разных эпох. От мощной крепости, воздвигнутой в XIII веке, сохранилась башня Фуа, часть крепостной стены и большой зал графов де Блуа, предназначенный для собраний и празднеств. В конце XIV века графство было продано боковой ветви королевского дома, и с приходом к власти Людовика XII (отпрыска этой ветви) Блуа становится королевским городом и значительную часть XVI в. является столицей королевства.

Замок БлуаКороль начинает реконструкцию замка своих предков.
Крыло Людовика XII относится к стилю “ пламенеющей готики” (XV-XVI в.). Название происходит от характерного для поздней готики декоративного мотива в виде язычков пламени. Изящное здание из камня и кирпича, широкие окна, балконы, лоджии, прогулочные галереи, обеспечивающие доступ света и воздуха, очень глубокая и изысканная лепнина, обильный скульптурный декор - все придает замку особое очарование.


Корпус Людовика XII хорошо сохранился в отличие от капеллы Сен-Кале, построенной одновременно с ним. Нынешняя часовня - это лишь хоры прежней, а фасад, украшенный инициалами королевской четы, был построен в XIX веке.

Жемчужиной замка Блуа по праву считается крыло Франциска I. Фасад выполнен в готическом стиле, но его декоративное убранство уже совершенно новое. Окна, обрамленные пилястрами, выступающий широкий карниз с несколькими рядами великолепной резьбы по камню, фронтоны, люкарны с нишами и фигурками амуров - все это проявления итальянского влияния. На фасаде повсюду повторяется рельефная эмблема короля - саламандра. Главное же украшение фасада - парадная, богато декорированная ажурная винтовая лестница, заключенная в восьмигранной выступающей башне.

В апартаментах этого корпуса расположен рабочий кабинет Франциска I. Он сохранил свой оригинальный декор - 237 роскошно орнаментированных деревянных панелей. Комната знаменита потайными стенными шкафами, которые Дюма называл “шкафами ядов”, хотя что именно прятала там Екатерина Медичи, до сих пор неизвестно. С этим же крылом связан один из ключевых моментов французской истории - убийство в 1588 году Генрихом III своего могущественного соперника герцога Гиза.

В первой половине XVII века возводится корпус, расположенный в глубине двора. Его построили для брата Людовика XIII , Гастона Орлеанского, сосланного в Блуа из-за его постоянных интриг против короля. Автор проекта - знаменитый архитектор Мансар - задумал грандиозное сооружение и сад, ступенями спускающийся к Луаре, но полностью реализовать свой план не смог - кардинал Ришелье счет это неуместной роскошью и прекратил финансирование работ. Построено было лишь выдержанное в стиле классицизма крыло, в котором сейчас находится Муниципальная Библиотека, музей живописи XVI -XVII вв. и залы для выставок и концертов.

ШЕНОНСО

- совершенно волшебный замок-мост на реке Шер. “ Замок шести женщин”, жемчужина Возрождения. На руинах старой крепости, от которой остался только средневековый донжон, по приказу королевского интенданта Тома Бойе с 1513 по 1521 гг. возводится замок в стиле Возрождения с выступающими угловыми башнями, соединенными друг с другом вестибюлями со стрельчатыми сводами. Между этажами - не винтовые лестницы, характерные для более ранних построек, а широкие, с прямыми пролетами. Строительство поглощало огромные средства и растянулось на многие годы. Вероятно, этим объясняется девиз, который Бойе приказал вырезать на стене спальни “ s’il vient a point, me souviendra” (если он ( замок) будет закончен, то меня запомнят). После смерти Бойе король отбирает замок у его вдовы, Катрин Бойе, первой из шести женщин, с которыми связана история поместья, и тогда Шенонсо становится владением Франциска I, который изредка посещал дворец в узком кругу приближенных.

Короля привлекали главным образом великолепные охотничьи угодья. Но для его наследника, Генриха I I , замок стал любимой резиденцией. Знаменитая фаворитка нового короля Диана де Пуатье, несмотря на разницу в возрасте (она была старше Генриха II на 19 лет), в течение всей его жизни имела на него огромное влияние. Вопреки всем законам, запрещавшим отчуждать собственность Короны, он подарил ей Шенонсо. Диана де Пуатье предпринимает работы по благоустройству поместья, включая перепланировку парка и фруктового сада, предварительные работы по постройке моста через реку Шер.

Замок ШенонсоПосле внезапной гибели на турнире Генриха II , королева-регентша Екатерина Медичи возвращает Шенонсо в королевскую собственность, предоставив Диане де Пуатье взамен замок Шамбор. По приказу королевы на мосту через реку возводится двухэтажная галерея, передние и задние фасады которой прорезаны ритично чередующимися окнами, ризалитами, люкарнами. Замок преображается, разбивается новый сад, строятся новые служебные помещения, в нем часто устраиваются невероятно пышные празднества.
Интерьер замка поражает роскошью и великолепием. На первом этаже расположены комнаты Дианы де Пуатье, Екатерины Медичи, часовня, спальня Франциска I. Внизу помещается кухня с сохранившимся старинным оборудованием. На втором этаже можно посмотреть вестибюль Катрин Брисоннэ, Спальню Пяти Королев ( двух дочерей Екатерины Медичи - Элизабет де Франс и Маргариты Валуа, и ее невесток - Марии Стюарт, Елизаветы Австрийской, Луизы Лотарингской) и комната фаворитки Генриха IV Габриэль д’Эстре. На третьем этаже расположены спальни Екатерины Медичи и знаменитая “Черная комната”, в которой поселилась после убийства в 1589 г. Генриха III его безутешная вдова Луиза Лотарингская. Печальная красота этой комнаты никого не может оставить равнодушным.

Из знаменитых людей в Шенонсо жил Жан-Жак Руссо, служивший секретарем владелицы замка г-жи Дюпон. Вспоминая проведенное в замке время, он писал: “ В этом прекрасном месте было много развлечений. Здесь очень хорошо кормили и я разжирел, как монах. Здесь очень любили музицировать, читать пьесы. Я написал пьесу в стихах “ Аллея Сильвии”, по названию аллеи, огибающей Шер “.

В замке сохранилась старинная обстановка, собрана большая коллекция мебели, гобеленов и картин. Рядом с замком - парк: сады Екатерины Медичи и Дианы де Пуатье, величественная платановая аллея, ведущая от ворот к замку. Парк изрезан живописными каналами, подчеркивающими элегантность и законченность его отдельных частей. В Здании с Куполами разместился музей восковых фигур, где представлен ряд сцен времен расцвета Шенонсо.

С 1888 г. замок принадлежит семейству фабрикантов Менье. В 1914 г. сенатор Гастон Менье превратил замок в госпиталь, через который прошло более 2000 раненых Первой мировой войны. Во время Второй мировой войны здесь находился связной пункт Сопротивления.

ШАМБОР

Замок Шамбор- строительство этого наиболее монументального замка Ренессанса началось при Франциске I в XVI в. После Итальянских походов он находился под сильным впечатлением шедевров архитектуры Северной Италии и мечтал о замке, сочетающем в себе стиль итальянского Возрождения с французскими традициями.
С крутого поворота подъездной аллеи внезапно взору открывается сказочный лес башен и башенок. Строгая красота и воздушность огромного ( 156х 170 м.) замка производит незабываемое впечатление. Но больше всего Шамбор известен своей двойной винтовой лестницей, поражающей гармоничностью и законченностью линий. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековым традициям, отличается от них своим оригинальным разделением на два не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами.
При Людовике XIV в замке был построен новый монументальный вход и достроены залы второго этажа. Окружающая территория была превращена в парк. В наше время этот парк в 5 500 га, является национальным охотничьим заповедником, где иногда охотится Президент Франции.

ШОМОН

Замок Шомон- замок интересен сочетанием старинной крепости с дворцом эпохи Возрождения.
Фасады замка украшены эмблемами Дианы де Пуатье - двойной буквой D или копьем с луком - символами Дианы -охотницы. В комнатах собрана коллекция ковров и терракотовых медальонов работы жившего в XVIII в. в замке итальянского художника Нини. В одной из башен расположен кабинет и обсерватория Руджери - придворного астролога Екатерины Медичи. По преданию, именно здесь королева узнала от звезд о печальном будущем своих сыновей - Франциска II, Карла IX и Генриха III, о закате династии Валуа и о переходе короны Франции к Бурбонам.
Позднее в Шомон была сослана Наполеоном знаменитая писательница мадам де Сталь. В 1938 г. замок отошел государству и в нем были проведены реставрационные и декоративные работы. 

теги страницы: Экскурсия: КОРОЛЕВСКИЕ ЗАМКИ В ДОЛИНЕ ЛУАРЫ